Лента новостей

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой. Я часто вспоминаю поэмы Фазу Алиевой, в одной из них помнится мне Фазу Алиева раскрывает историю печальной, но мужественной женщины, вершащей святое дело, ведущей в жизнь детей своих . Ее внутренним сюжетом является история чувства - чувства любви к матери, которое живёт в душе ребёнка сначала полусознательно, полуинстинктивно, и потом с годами выливается в огромную благодарность за всё, за жизнь, хлеб, заботу, любовь. Слышится смех ребёнка: Мама близко, Мама рядом. Детство уходит , годы приносят мудрость, к светлому чувству примешивается грусть понимания: Зачем так рано, ну зачем, скажи , Стал белым цвет волос твоих. Но от этого, чувства становятся ещё сильнее. И завершается поэма большим обобщением. Образ матери сливается с образом Родины: «Как мать, однажды Родина дана»!

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана, Лазури чаша - море Дагестана, Клад драгоценный - недра Дагестана p.s. картина «Зима в Анди» М-А. Джемал. У истоков дагестанского профессионального изобразительного искусства стояли два художника: живописец Муэтдин-Араби Джемал и скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Именно с них началось новое явление в дагестанской жизни: они были первыми местными художниками, наделенные талантом и получившими профессиональное образование, поэтому волею судьбы им было предназначено стать основоположниками нашего искусства. Но, конечно же, они не являлись единственными, ибо процесс становления искусства и появление светских форм бытования вообще в горской республике был связан с целым рядом удивительных личностей. Ведущая роль в истории развития дагестанской советской живописи принадлежит Муэтдину-Араби Джемалу (1900-1960). До революции 1917 г. Джемал получил образование в духовной школе-медресе, с детства имел пристрастие к рисованию, наблюдению за прекрасным. Свой творческий путь как живописец он начал самостоятельно.
В годы революции молодой Джемал создает акварели «Тиран Ол-Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца», «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем саду» и этюды маслом: «Сонная лошадь», «Медуза в образе горянки». В раннем творчестве Джемала было много эклектичного и подражательного, ему свойственны черты дилетантизма и бескрайнего романтизирования. В своих ранних работах Джемал пытался эстетизировать старину, увлекался стилизацией.
Важнейшей вехой в становлении творческой личности Джемала являются его знакомство и далее занятия у Е. Лансере в 1918-1922 годах в Темир-хан-Шуре и Тифлисе. В 1923 году Джемала направляют в Петроград, во Вхутеин, где он в течение года занимался на полиграфическом факультете под руководством Т. Верейского. В 1924 году молодого художника переводят в Тбилисскую Академию Художеств, которую он оканчивает в 1928 году по классу живописи Лансере. Именно в это время живопись Джемала постепенно начинает обретать большую профессиональную зрелость и прочную реалистическую основу.

Водоносный кувшин формы „чечен», медь полуда, чеканка, гравировка. Аварцы, Ичичали. 1958

Особая группа изделий из металла - медночеканная посуда. Известными центрами медно-чеканного производства в XII в. стали селения, расположенные близ крупных разработок залежей меди: даргинское селение Кубачи, лакские - Кумух и Кунди, позднее - аварское селение Гоцатль. Чеканная утварь, бытовавшая в каждом дагестанском доме, была очень практична: легко правилась, хорошо лудилась, а при необходимости медночеканные изделия переплавлялись и делались заново. До середины XIX в. посуду ковали из куска меди, лишь после установления торговых связей с Россией утварь стали чеканить из листовой меди и латуни.

В ассортимент медных изделий входили кувшины-водолеи, большие водоносные сосуды, кружки для питья, подойники, мерки веса, большие настенные блюда с крупным орнаментом, служившие для украшения стен сакли. Узор кубачинского подноса XVIII в. во многом следует принципам чеканки Кавказкой Албании: в центре изображения - солярный знак, фриз декорирован выступающими элементами, широкие края блюда равномерно заполнены деталями орнамента. Водоносный кувшин формы „чечен», медь полуда, чеканка, гравировка. Аварцы, Ичичали. 1958

Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.