Лента новостей

Люблю дороги мира, они приводят меня в конце концов к народной музыке , к народным ритмам

Порой просыпаюсь с мыслями о том , что я наверное счастливый человек , что уже на протяжении такого количества лет я возглавляю этот оркестр . Люблю дороги мира, они приводят меня в конце концов к народной музыке , к народным ритмам.

Детство – лучшее время. Беззаботная пора, когда мы мечтаем, живем будущим. И хочется быстрее повзрослеть, а потом, спустя годы думаешь: ах, как быстро прошло это чудесное время и так неожиданно, не попрощавшись…

Детство – лучшее время. Беззаботная пора, когда мы мечтаем, живем будущим. И хочется быстрее повзрослеть, а потом, спустя годы думаешь: ах, как быстро прошло это чудесное время и так неожиданно, не попрощавшись…
Магомед Гусейнов мысленно уносится воспоминаниями в те далекие 40-50-е, когда в его жизнь постучалась музыка, очаровав его душу своей возвышенной красотой. Семья Гусейновых была многодетной – шестеро детей. Несмотря на дороговизну музыкальных инструментов, отец, поддавшись на уговоры сына, купил ему гармонь. Именно поддавшись, ведь он считал, что увлечение музыкой не должно препятствовать серьезному образованию. Но Магомед мечтал стать музыкантом, пианистом… почти как Ван Клиберн – первый лауреат международного конкурса им. Чайковского. Он хотел достичь такой же сложной техники исполнения, играть самые сложные произведения – 12-ю рапсодию Листа, патетическую сонату Бетховена, Шопена.
Еще в музыкальном училище он занимался импровизацией, втайне мечтая стать композитором, сочинял музыку. Гусейнов шел к своей мечте шаг за шагом, упорным трудом постигая премудрости сочинения музыки. В Московском институте культуры он посещал теоретический кружок, где изучал анализ произведений композиторов, и эти занятия многое дали ему.
Первым его произведением стала песня «Моя земля» – это была простая композиторская форма, состоящая из запева и припева. Песня на стихи Ибрагима Гусейнова была написана в годы работы в Дербентском культпросветучилище и прозвучала по телевидению. Успех воодушевил молодого композитора.
Оборачиваясь назад, он понимает: его окружали хорошие люди, и среди них композиторы Наби Дагиров и Ширвани Чалаев. Сегодня Магомед Азизханович творит дома, в своей комнате, при полной тишине. – Инструмент является двигателем мысли, но мысли приходят вне инструмента, – улыбается он. «И получается, как у Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво». Каждая нота должна идти из души», – говорит он. В процессе создания композитор испытывает чувства сродни душевным страданиям – не получается, рвет листы нот. А когда произведение окончено, то наступает безмятежное спокойствие, окрашенное легким чувством сожаления: как, все уже свершилось?!

Гасанов является основоположником профессиональной музыкальной культуры в многонациональном Дагестане

Готфрид Алиевич был учителем многих музыкантов, известных сегодня не только в Дагестане, – это Ш.Чалаев, К.Шамасов, М.Касумов, С.Казиявов, М.Якубов, У.Алиева, Р.Эфендиева, К.-П.Алескеров.
Готфрид Алиевич Гасанов был совершенно необыкновенной личностью. Уже в самом его имени слышится какая-то интригующая загадка. Он был внуком выдающегося мыслителя, учёного и поэта Гасана Алкадарского .Отец будущего композитора Али Гасанов окончил Петербургский университет, он перевёл знаменитую книгу «Асари Дагестан» и сам написал «Краткую историю Дагестанской АССР». В годы учёбы в Петербурге он познакомился с Еленой Бек, полу-француженкой, полу-немкой, которая стала его женой. Она и дала сыну немецкое имя Готфрид. В то же время отец дал ему арабское имя Джабраил. Так, уже своим происхождением, естественно, через семью и воспитание Гасанов оказался органично связан и с глубочайшими пластами дагестанской культуры, и с богатейшим европейским художественным наследием. Этот синтез, коренящийся в самом его происхождении, определил всю его судьбу, всю его творческую деятельность.
Начиная с 1921 года, Гасанов объездил аулы Дагестана, записывал на фонограф (это старинный звукозаписывающий аппарат, прадедушка современных магнитофонов) и в нотах фольклорные мелодии. Кроме того, он собрал коллекцию дагестанских народных инструментов. К концу 20-х годов будущий автор первой национальной оперы и первого дагестанского балета был, бесспорно, лучшим знатоком народного музыкального искусства Дагестана. Он опубликовал первые научные работы и первые нотные записи, был избран членом-корреспондентом Государственного института музыкальной науки в Москве . Важнейшей чертой всей творческой деятельности Гасанова как основоположника профессиональной музыкальной культуры в многонациональном Дагестане была установка на создание единой культуры, синтезирующей характерные качества локальных культур народностей республики, объединяющей в общедагестанском русле все основные институты музыкальной жизни и явления музыкального творчества. Это глубоко прогрессивная установка остаётся магистральной и поныне.

Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.