Лента новостей

Горцы говорят, что самое надежное место для кинжала - ножны, для огня - очаг, для мужчины - дом

Рассказывают, что в давние времена, если враги пересекали границу Дагестана, то на самой высокой горе разжигали огонь высотой с башню. Увидев его, все аулы разжигали свои костры. Это и был тот стремительный клич, который заставлял горцев садиться на боевых коней. Из каждого дома выезжали всадники, из каждого аула выезжал готовый отряд... Конные и пешие выходили на зов огня. Пока пылали костры на горах, старики, женщины и дети, оставшиеся в аулах, знали, что враг все еще находится в пределах Дагестана. Костры затухали, тогда, значит, миновала опасность, и мирные дни снова приходили на землю отцов. За долгую историю много раз приходилось горцам разжигать сигнальные огни на вершинах гор.
Эти огни были и боевыми знаменами и приказами. Они заменяли горцам современную технику: радио, телеграф, телефон. На склонах гор и сейчас видны безлесые места, словно там лежат гигантские буйволы.
Горцы говорят, что самое надежное место для кинжала - ножны, для огня - очаг, для мужчины - дом. Но если огонь вырвется из очага и запылает на вершине горы, то кинжал, покоящийся в ножнах, - не кинжал и мужчина, сидящий у домашнего очага,- не мужчина.

Огонь и есть душа Дагестана, то есть сам Дагестан.

Наши горы и правда похожи на окаменевший огонь.
О камень камнем ударь - вспыхнет искра огня.
Скалу со скалой столкни - вспыхнет искра огня.
Ладонь о ладонь ударь - вспыхнет искра огня.
Слово со словом столкни - вспыхнет искра огня.
Пальцами на зурне сыграй - вспыхнут искры огня.
В глаза зурнача и певца погляди - увидишь искры огня.
Даже папаха горца, сшитая из шкурки ягненочка, отливает искрами огня, особенно если ее погладишь.
Когда горец в такой папахе выходит на свою крышу, на соседней горе начинают таять снега.
И сам снег искрится огнем. И рога тура, остановившегося на рассветном гребне горы, отсвечивают огнем. И закатные скалы плавятся в красном огне.
Огонь и в словах горской пословицы, и в слезе горянки. На конце винтовочного ствола и на лезвии кинжала, выхватываемого из ножен. Но самый добрый и самый теплый огонь - в сердце матери и в очаге каждой сакли.
Когда горец хочет сказать о себе хорошее или попросту похвалиться, он говорит: "Ни к кому еще не приходилось мне заходить за огнем".
Когда горец хочет сказать о каком-нибудь нехорошем, неприятном человеке, он говорит: "Дым, выходящий из трубы, не больше крысиного хвоста". У Шамиля однажды спросили: "Скажи, имам, как могло случиться, что маленький полуголодный Дагестан веками мог сопротивляться могущественным государствам и устоять против них? Как мог он целых тридцать лет бороться с всесильным белым царем?"
Шамиль ответил: "Дагестан никогда бы не выдержал такой борьбы, если бы в груди его не горело пламя любви и ненависти. Этот огонь и творил чудеса и совершал подвиги. Этот огонь и есть душа Дагестана, то есть сам Дагестан.

И все также доносилась откуда - то Музыка. Душа плакала и радовалась вновь

Этот инструмент строгали из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый бархатистый звук, характерный для дудука.
Между прочим, цветущий абрикос — символ нежной первой любви, а его древесина — символ крепости духа, верной и долгой любви.Будучи маленьким мальчиком я слушал игру признанного короля дудука , он по сей день является великим дудукистом Ваче Овсепян. В то время в Советской Армении были известны такие дудукисты, как Л. Мадоян, М. Маргарян, а в Закавказье был популярен Каро Чарчоглян, который в свою очередь стал заочным преподавателем Ваче. Он часами внимательно слушал игру Каро и мечтал встретиться с варпетом.
В 1944 году он поступает в ансамбль народных инструментов Радиокомитета. Нехватка профессиональных знаний приводит его в музыкальное училище имени Р. Меликяна, где он учится играть на пианино. Также Ваче Овсепян получал теоретические знания, которые в будущем помогли ему в его творческой деятельности. Вышеупомянутый ансамбль стал по настоящему ценной школой для Ваче. Он рассказывал: «Я многому научился у Л. Мадояна. Его игра на дудуке попросту «дрожала». В моих мыслях я хотел только учиться и становиться лучше». А в феврале 2015 года состоялось уникальное историческое событие в истории российской оперы , в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Хованщина», в которой, впервые в истории российской оперы, зазвучал голос армянского дудука в исполнении известного московского дудукиста Оганеса Казаряна. Это событие является знаковым в истории российской оперы.
Ах как нравится мне слушать игру на дудуке, оживают и переселяются в мою душу через тот дудук страдания,любовь . Голова вдруг закружилась от нестерпимой синевы ветра ... и как тогда , в детстве ринулся я к морю , чтобы вообразить себя чайкой , вольно витающей над Бурунами , и очень тому обрадовался я , ликовал , реял над морскими просторами и вновь слышал я как звучно играл дудук .я шёл навстречу ветру , ветер смеялся мне в лицо , а потом я разжал руки , все вспыхнуло в густой синеве воздуха радужным блеском . И все также доносилась откуда - то Музыка. Душа плакала и радовалась вновь . #минкультрд
Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.