Лента новостей

Голос лезгинки Рагимат Гаджиевой звучал в родной Москве , и его слушала вся страна , весь мир

В те времена не только в село Ахты, но и в других сёлах было сложно вовлечь женщину на театральную сцену , это было невозможно ни за какие деньги , даже если ей дать столько золота , сколько она весит . Адат и шариат обрушили бы на ее голову и на головы родственников проклятия и всеобще презрение . Оставался один выход . Раз не было женщин в драм . кружке , то придётся мужчине играть женскую роль ?! А как говорят у лезгин « Для того , чтобы твоя речушка казалась глубокой , переходя ее засучи штанины повыше» . Судьба дочери лезгинского народа сложилась так , что вскоре она стала известной певицей и солисткой Дагестанского радио . В годы Великой Отечественной Войны песни Рагимат были важны также как хлеб и порох . Ее голос вселял стойкость и веру в победу над врагом. Песни на слова народных поэтов Дагестана Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Абуталиба Гафурова священным огнём зажигали сердца людей , окрыляли их в ратном деле и вели к победе . В мирные дни голос Рагимат зазвучал ещё ярче , проникновенней . В 1950 году в Москве проходили Вечера литературы и искусства народов Дагестана, одной из ведущих исполнительниц песен дагестанских композиторов была Рагимат Гаджиева. Голос лезгинки Рагимат Гаджиевой звучал в родной Москве , и его слушала вся страна , весь мир

В ту пору когда Рагимат было пять лет, в ее родное село Ахты , расположенное у подножья гор , пришла лютая зима

В ту пору когда Рагимат было пять лет, в ее родное село Ахты , расположенное у подножья гор , пришла лютая зима с обильными снегопадами . Жители по - разному переносили зимние холода. ( Как говорят у нас каждый вытягивал ноги соразмерно длине своего одеяла ) . Колючий мороз не давал высунуть носа из дома . И только на базаре торговля шла как обычно . Лавки и чайхана были открыты . А в тесной чайхане , похожей на сундук бедной старухи , сидели друзья - сельчане . Поставив перед собой по стакану горячего чая , они коротали время .

 

К семье Асельдеровых у меня особое отношение , ведь любовь к народному инструменту в этом роду династийная .

К семье Асельдеровых у меня особое отношение , ведь любовь к народному инструменту в этом роду династийная . Человеком, в чьих руках оживал агач-кумуз, являлся Хункер Даудович Асельдеров - создатель академической школы игры, педагог, исполнитель.В годы Великой Отечественной войны перед людьми стояла проблема победить любой ценой, было не до музыцирования. Но позже, когда победа была одержана, стали появляться забытое чувство радости, желание петь и танцевать. Народ ликовал по поводу победы в войне, проводились массовые торжества. И вот на таком мероприятии маленький Хункер впервые увидел народного исполнителя на агач-кумузе. Это было незабываемое событие. Этот звук очаровал ребенка и поселился в его сердце на всю жизнь. 
Он немало потрудился, чтобы смастерить себе инструмент, найти наиболее подходящие материалы и собрать все это в одно целое. Конечно же, этот кумуз был далек от совершенства, но он делал ребенка счастливым. Его радости не было предела, когда удавалось подобрать на слух какую - либо мелодию.К окончанию средней школы было уже ясно, что дальнейшая его жизнь немыслима без музыки. И в 1956 г. Хункер Асельдеров приехал в Махачкалу, чтобы поступить в музыкальное училище имени 
Г. Гасанова. 
На вступительном экзамене он продемонстрировал хорошие музыкальные способности. Он мог бы поступить на вокальное отделение, так как обладал хорошим голосом, но решил посвятить себя любимому инструменту. 
Его учителями по специальности были Х.Ханукаев, а затем С.Керимов. Обучение началось с нуля. Для сельского молодого человека освоение нотной грамоты, музыкальной терминологии было непростым делом. Это все равно, что выучить еще один язык, но Х.Асельдеров был очень трудолюбив, усидчив и старателен. С 1962 г. Хункер Даудович стал работать в Государственном оркестре народных инструментов под управлением Зайнала Гаджиева и до конца жизни не расставался с этим коллективом. Все эти годы он исполнял партии кумуза - примы.В 1999 г. Х.Асельдерову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РД. 
Хункер Даудович был и заботливым семьянином и отцом. Своих детей - Саният и Дауда - он с детства приобщал к музыке и исполнительству. 
Я горжусь тем, что сегодня в моем оркестре работает сын Хункера Даудовича, Асельдеров Дауд Хункерович,который также обучает молодежь. Это было так важно для отца, чтобы агач-кумуз достойно выглядел на фоне других музыкальных инструментов, чтобы не забывала молодежь свои родные инструменты, чтобы была профессиональная школа - и это сделано. Интерес молодежи к этому инструменту не угасает, несмотря на давление со стороны электрических инструментов. Ребята с удовольствием играют в составе национального оркестра при музыкальном училище. 
Х.Д. Асельдеров внес неоценимый вклад в развитие исполнительства на национальных инструментах. И в новом веке звучит уверенный голос агач-кумуза, голос родного Дагестана.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.