В Первом концерте созданный Гасановым общедагестанский музыкальный стиль сформировался уже в зрелой и совершенной форме
В Первом концерте созданный Гасановым общедагестанский музыкальный стиль сформировался уже в зрелой и совершенной форме. Это художественное открытие оказало мощное, определяющее влияние на всё последующее развитие дагестанской профессиональной музыки, его благотворное воздействие продолжается и поныне, и будет продолжаться впредь.
Творчество Гасанова в 50-е годы развивалось интенсивно и разнообразно. Он понимал, что проложенное им общедагестанское русло не должно поглотить отдельные «локальные» национальные творческие потоки. И композитор создаёт произведения, в которых подчёркнута связь с конкретными национальными истоками того или иного народа Дагестана: «Кумыкские напевы», Вариации на даргинскую тему, Рапсодия на лезгинские народные темы, цикл фортепианных миниатюр «Лирические пьесы», в названиях которых также специально указывалось: аварская, лакская, «Аштынский танец», «Агачкала» и т. д. Основоположник профессиональной музыкальной культуры Дагестана, организатор и первый директор первого музыкального училища, создатель первых пособий по музыкальному образованию и воспитанию, первых сборников народных мелодий и первых научных трудов о музыкальном фольклоре Дагестана, первый художественный руководитель Государственного Ансамбля песни и танца Дагестана, первый дирижёр оркестра Кумыкского музыкально-драматического театра, пианист-исполнитель, организатор ното-издательского дела в республике, выдающийся педагог, воспитавший не одно поколение музыкантов, среди которых известные композиторы (и музыковед), ОСНОВАТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ . Последние пять лет жизни Гасанов провёл в Москве, продолжая сочинять музыку. «Пишу, чтобы жить», — сообщал он .Без работы, без творчества жизнь представлялась ему бессмысленной. В эти же годы родились его замечательные «Воспоминания о жизни», — ценнейший памятник дагестанской музыкальной мемуаристики.