Лента новостей

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой. Я часто вспоминаю поэмы Фазу Алиевой, в одной из них помнится мне Фазу Алиева раскрывает историю печальной, но мужественной женщины, вершащей святое дело, ведущей в жизнь детей своих . Ее внутренним сюжетом является история чувства - чувства любви к матери, которое живёт в душе ребёнка сначала полусознательно, полуинстинктивно, и потом с годами выливается в огромную благодарность за всё, за жизнь, хлеб, заботу, любовь. Слышится смех ребёнка: Мама близко, Мама рядом. Детство уходит , годы приносят мудрость, к светлому чувству примешивается грусть понимания: Зачем так рано, ну зачем, скажи , Стал белым цвет волос твоих. Но от этого, чувства становятся ещё сильнее. И завершается поэма большим обобщением. Образ матери сливается с образом Родины: «Как мать, однажды Родина дана»!

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана, Лазури чаша - море Дагестана, Клад драгоценный - недра Дагестана p.s. картина «Зима в Анди» М-А. Джемал. У истоков дагестанского профессионального изобразительного искусства стояли два художника: живописец Муэтдин-Араби Джемал и скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Именно с них началось новое явление в дагестанской жизни: они были первыми местными художниками, наделенные талантом и получившими профессиональное образование, поэтому волею судьбы им было предназначено стать основоположниками нашего искусства. Но, конечно же, они не являлись единственными, ибо процесс становления искусства и появление светских форм бытования вообще в горской республике был связан с целым рядом удивительных личностей. Ведущая роль в истории развития дагестанской советской живописи принадлежит Муэтдину-Араби Джемалу (1900-1960). До революции 1917 г. Джемал получил образование в духовной школе-медресе, с детства имел пристрастие к рисованию, наблюдению за прекрасным. Свой творческий путь как живописец он начал самостоятельно.
В годы революции молодой Джемал создает акварели «Тиран Ол-Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца», «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем саду» и этюды маслом: «Сонная лошадь», «Медуза в образе горянки». В раннем творчестве Джемала было много эклектичного и подражательного, ему свойственны черты дилетантизма и бескрайнего романтизирования. В своих ранних работах Джемал пытался эстетизировать старину, увлекался стилизацией.
Важнейшей вехой в становлении творческой личности Джемала являются его знакомство и далее занятия у Е. Лансере в 1918-1922 годах в Темир-хан-Шуре и Тифлисе. В 1923 году Джемала направляют в Петроград, во Вхутеин, где он в течение года занимался на полиграфическом факультете под руководством Т. Верейского. В 1924 году молодого художника переводят в Тбилисскую Академию Художеств, которую он оканчивает в 1928 году по классу живописи Лансере. Именно в это время живопись Джемала постепенно начинает обретать большую профессиональную зрелость и прочную реалистическую основу.

В искусстве ручного ковроделия особую группу составляют ковры Дагестана, их истоки уходят в глубь веков

В искусстве ручного ковроделия особую группу составляют ковры Дагестана, их истоки уходят в глубь веков. Быт горных жителей республики и в настоящее время не мыслит жизни без ковров, которые вместе с изделиями из металла, дерева и других материалов создают гармоничный ансамбль декоративного убранства жилища. Ворсовые ковры Дагестана по художественно - стилистическим особенностям можно подразделить на несколько самостоятельных групп, наиболее значительные из которых дербентско - табасаранская с плотностью 96 - 160 тыс. узлов на 1 м. в кв. Продолжают развивать традиции этой группы дагестанских ковров современные предприятия, ведущим из которых является Дербенская ковровая фабрика коврово - производственные объединения «Табасаран», «Хив», «Касумкент». Для ковров дербентской группы характерны монументальность общего решения ковра, медальонное построение центрального поля, использование условных растительных и геометрических мотивов, введение множества обводок и повторяющихся контуров. В ворсовое объединение «Хив» входят ковровые фабрики селений Кондика, Лахли, межгель, Чичикар. Здесь выполняют ковры типа, для которых характерно большое разнообразие комплектующих схем построения узора. Здесь есть рисунки с крупными медальонами, заполненными мелкими мотивами, есть и равномерные ритмически организованные композиции. В основе орнамента чувствуются реальные формы предметов, взятых из окружающего мира. Что хорошо видно из названий мотивов: мерхер (санки), чархар (колесо), джакул (кукла), набирдаш (намогильный камень). На ковровых предприятиях Дагестана сохраняются особые типы безворсовых ковров - сумахи, они выполняются из крученых шерстяных нитей, без технического рисунка по старым народным образцам. Самые крупные предприятия по изготовлению сумахов-Дербентская, Курахская, Ортастальская, Кабирская фабрики. Ворсовые и паласные ковры изготавливают также в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечено - Ингушетии. Но здесь это искусство не имеет таких давних традиций, поэтому до сих пор стилевая направленность этих промыслов находится в стадии формирования 

Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.