Лента новостей

Голос лезгинки Рагимат Гаджиевой звучал в родной Москве , и его слушала вся страна , весь мир

В те времена не только в село Ахты, но и в других сёлах было сложно вовлечь женщину на театральную сцену , это было невозможно ни за какие деньги , даже если ей дать столько золота , сколько она весит . Адат и шариат обрушили бы на ее голову и на головы родственников проклятия и всеобще презрение . Оставался один выход . Раз не было женщин в драм . кружке , то придётся мужчине играть женскую роль ?! А как говорят у лезгин « Для того , чтобы твоя речушка казалась глубокой , переходя ее засучи штанины повыше» . Судьба дочери лезгинского народа сложилась так , что вскоре она стала известной певицей и солисткой Дагестанского радио . В годы Великой Отечественной Войны песни Рагимат были важны также как хлеб и порох . Ее голос вселял стойкость и веру в победу над врагом. Песни на слова народных поэтов Дагестана Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Абуталиба Гафурова священным огнём зажигали сердца людей , окрыляли их в ратном деле и вели к победе . В мирные дни голос Рагимат зазвучал ещё ярче , проникновенней . В 1950 году в Москве проходили Вечера литературы и искусства народов Дагестана, одной из ведущих исполнительниц песен дагестанских композиторов была Рагимат Гаджиева. Голос лезгинки Рагимат Гаджиевой звучал в родной Москве , и его слушала вся страна , весь мир

В ту пору когда Рагимат было пять лет, в ее родное село Ахты , расположенное у подножья гор , пришла лютая зима

В ту пору когда Рагимат было пять лет, в ее родное село Ахты , расположенное у подножья гор , пришла лютая зима с обильными снегопадами . Жители по - разному переносили зимние холода. ( Как говорят у нас каждый вытягивал ноги соразмерно длине своего одеяла ) . Колючий мороз не давал высунуть носа из дома . И только на базаре торговля шла как обычно . Лавки и чайхана были открыты . А в тесной чайхане , похожей на сундук бедной старухи , сидели друзья - сельчане . Поставив перед собой по стакану горячего чая , они коротали время .

 

Махмуд из аула Кахабросо и сам был выдающимся певцом и музыкантом

Когда знаменитый аварский лирик Махмуд из Кахаб - Росо служа в русской армии попал в Карпаты , он увидел в тёмной божнице деревенской хаты лик девы Марии и был поражён сходством с лицом далёкой возлюбленной Муи. Этот случай стал поводом для создания Махмудом прославившейся его в горах поэмы «Мариям» . Махмуд Хъахабросолъа 
Гениальный аварский поэт Махмуд родился в I873 году. Родина поэта – аул Кахабросо Унцукульского района Республики Дагестан. Отец Махмуда Анасил-Магома Тайгибов был угольщиком – ремесло бедняков, мало уважаемое и малодоходное. Однако сына он все же, несмотря на свою бедность, отдал учиться в ученики (муталимы) при мечети, где он изучил основные мусульманские науки "НахIю", "Сарф", "АлтIа", "Фикъи", Коран и другие. 
Махмуд, как ученый - муалим долгое время ездил по аулам Дагестана и работал духовным настоятелем в мечетях был муалимом в Бетли, Ирганае, в Батлаиче, где его наставником в науках и в поэзии стал выдающийся поэт Тажудин (Чанка). Поэтический дар Махмуда обнаружился рано, он еще юношей начал слагать стихи и наряду с религиозными науками интересовался и изучал аварскую народную поэзию. Через несколько лет слава о нем уже гремела во всей Аварии, и люди собирались толпами, когда представлялся случай послушать его. Песни его расходились в списках, их заучивали наизусть, они вошли в репертуар народных певцов. 
Махмуд и сам был выдающимся певцом и музыкантом, исполнял свои произведения под собственный аккомпанемент. 
Песни поэта, проникнутые «вольными» мыслями, полные преклонения перед могуществом любви

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.