Лента новостей

Прекрасна музыка, ибо в музыке оставит память человек. Уходим мы с земли, а музыка останется вовек.

Прекрасна музыка, ибо в музыке оставит память человек. Уходим мы с земли, а музыка останется вовек.

14 ноября 2019 года ГБУ «Государственный оркестр народных инструментов Республики Дагестан» принял участие в вечере памяти Касумова Магомеда Касумовича в Театре Поэзии.

Как то раз мне довелось читать интервью о Дженнет Далгат, первой дагестанке, первой женщине-горянке, получившей музыкальное образование за рубежом , так же в этой же статье я читал интервью Магомеда Касумовича Касумова советского и российского композитора, пианиста, педагога. Он является Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации и Республики Дагестан, который в своё время был учеником сына Дженнет Далгат, Джемала Энверовича Далгат. Когда Магомед Касумов учился в Ленинградской консерватории, Джемал Далгат являлся главным дирижером Кировского оперного театра, там как раз впервые он поставил пьесу «Горянка» Мурада Кажлаева. Магомеду Касумову приходилось бывать у Джемала Далгата на даче, дома. Так получилось, что он преподавал инструментовку для симфонического оркестра Магомеду Касумову.
Все произведения Дженнет Далгат: струнный квартет, произведения для фортепиано, детскую музыку, которую она написала, когда еще преподавала в Махачкалинском музыкальном училище, – Магомед Касумов хотел переиздать. Когда был пленум Союза композиторов в Ленинграде, так получилось, что он случайно на Невском проспекте встретил Джемала Энверовича, была договорённость встретиться с ним на даче. И утром, когда Магомед Касумов с женой собрался поехать к ним, узнал, что на даче Джемала Далгата произошел пожар. Там сгорели все архивные документы, нотный материал, в том числе и произведения Дженнет Далгат, которые собрал Джемал. В свое время, когда Магомед Касумов был председателем Союза композиторов, в Грузии он издал немало произведений, написанных Дженнет Далгат, но, к сожалению, было невозможно увидеть архив произведений, собранный ее сыном. Сегодня мне отрадно быть сопричастным к такому важному событию как проведение вечера памяти композитора Магомеда Касумова. 14 ноября 2019 года ГБУ «Государственный оркестр народных инструментов Республики Дагестан» принял участие в вечере памяти Касумова Магомеда Касумовича в Театре Поэзии.
 

Амузгинцы отливали и ковали знаменитый булат , из которого изготовляли клинки для кинжалов , шашек , сабель

Этот труднодоступный аул мастеров по металлу впервые упоминается в документе , датированном 12 веком . Некогда легендарная кузница булатных клинков Амузги сейчас пребывает в развалинах . Лишь туристы , фотохудожники и археологи иногда нарушают величественный покой «орлиного гнезда». В своё время Амузги входил в состав средневекового государства Зерихгеран.Амузгинцы отливали и ковали знаменитый булат , из которого изготовляли клинки для кинжалов , шашек , сабель . А мастера из соседнего аула Кубачи делали для них рукоятки , ножны , украшали гравировкой , чернью , насечкой . В народе говорят , что обладателями амузгинских клинков были Чингисхан, Тамерлан , Надиршах, Наполеон, Имам Шамиль. Хочу также вспомнить стихотворение великого Расула Гамзатова . Ты нынче, амузгинское селенье, 
Походишь на подранка журавля. 
Чернеют очагов твоих каменья, 
И одичала скудная земля. 
И два-три дома, словно в целом свете 
Они одни под сенью облаков, 
Печально льнут к разрушенной мечети, 
Чей возраст старше десяти веков. 
И покосился памятников камень, 
Их оплела забвения трава, 
И превратился в прах под нею пламень 
Сверкавшего над горном мастерства. 
Ушли творцы прославленных булатов, 
Клинков, чья суть, как истина, гола. 
И унесли, как будто в землю спрятав, 
Потомственную тайну ремесла. 
Наполеону персы подарили 
Клинок Тимура, но велик Восток, 
И знатоки, взглянув, установили, 
Что это амузгинский был клинок. 
И там, где в небо вздыбленные глыбы, 
Как лошадей взметенных косяки, 
Имам Шамиль и все его наибы 
Носили амузгинские клинки. 
Царь почитал пред мужеством заслуги, 
И грозный пленник, по горам в тоске, 
Не потому ль Шамиль, живя в Калуге, 
Всегда при амузгинском был клинке? 
Искусством оружейника немало 
Весь белый свет ты удивлял, Кавказ. 
И сабля амузгинская предстала 
Мне в лондонском музее как-то раз. 
Я слышал о судьбе ее два сказа, 
Один о том, что некий из князей 
Бежал сюда и за клинок Кавказа 
Сто тысяч заплатил ему музей. 
Был сказ другой не менее реален, 
Границ Европы разрешив вопрос, 
Под небом Ялты эту саблю Сталин 
Британскому премьеру преподнес. 
Но вздрогнула даргинская вершина. 
Когда решили бравые мозги 
Переселить на плоскость до едина 
Всех жителей аула Амузги. 
И мастерства великого не стало, 
Которое в минувшие века 
Геройские легенды умещало 
На благородном лезвии клинка. 
И златокузнецов аул соседний — 
Склонил свою папаху Кубачи, 
Он провожал, как будто в путь последний 
Тех, кто ковал и сабли и мечи. 
И понял, что теперь уже не нужно, 
Как прежде, ладить около луны 
Ему для амузгинского оружья 
На целый мир хваленые ножны. 
И в Амузги пред временем не скроешь 
С обидной очевидностью того, 
Что нет среди утраченных сокровищ 
Сокровища ценней, чем мастерство

Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.