Лента новостей

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой. Я часто вспоминаю поэмы Фазу Алиевой, в одной из них помнится мне Фазу Алиева раскрывает историю печальной, но мужественной женщины, вершащей святое дело, ведущей в жизнь детей своих . Ее внутренним сюжетом является история чувства - чувства любви к матери, которое живёт в душе ребёнка сначала полусознательно, полуинстинктивно, и потом с годами выливается в огромную благодарность за всё, за жизнь, хлеб, заботу, любовь. Слышится смех ребёнка: Мама близко, Мама рядом. Детство уходит , годы приносят мудрость, к светлому чувству примешивается грусть понимания: Зачем так рано, ну зачем, скажи , Стал белым цвет волос твоих. Но от этого, чувства становятся ещё сильнее. И завершается поэма большим обобщением. Образ матери сливается с образом Родины: «Как мать, однажды Родина дана»!

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана, Лазури чаша - море Дагестана, Клад драгоценный - недра Дагестана p.s. картина «Зима в Анди» М-А. Джемал. У истоков дагестанского профессионального изобразительного искусства стояли два художника: живописец Муэтдин-Араби Джемал и скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Именно с них началось новое явление в дагестанской жизни: они были первыми местными художниками, наделенные талантом и получившими профессиональное образование, поэтому волею судьбы им было предназначено стать основоположниками нашего искусства. Но, конечно же, они не являлись единственными, ибо процесс становления искусства и появление светских форм бытования вообще в горской республике был связан с целым рядом удивительных личностей. Ведущая роль в истории развития дагестанской советской живописи принадлежит Муэтдину-Араби Джемалу (1900-1960). До революции 1917 г. Джемал получил образование в духовной школе-медресе, с детства имел пристрастие к рисованию, наблюдению за прекрасным. Свой творческий путь как живописец он начал самостоятельно.
В годы революции молодой Джемал создает акварели «Тиран Ол-Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца», «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем саду» и этюды маслом: «Сонная лошадь», «Медуза в образе горянки». В раннем творчестве Джемала было много эклектичного и подражательного, ему свойственны черты дилетантизма и бескрайнего романтизирования. В своих ранних работах Джемал пытался эстетизировать старину, увлекался стилизацией.
Важнейшей вехой в становлении творческой личности Джемала являются его знакомство и далее занятия у Е. Лансере в 1918-1922 годах в Темир-хан-Шуре и Тифлисе. В 1923 году Джемала направляют в Петроград, во Вхутеин, где он в течение года занимался на полиграфическом факультете под руководством Т. Верейского. В 1924 году молодого художника переводят в Тбилисскую Академию Художеств, которую он оканчивает в 1928 году по классу живописи Лансере. Именно в это время живопись Джемала постепенно начинает обретать большую профессиональную зрелость и прочную реалистическую основу.

Амузгинцы отливали и ковали знаменитый булат , из которого изготовляли клинки для кинжалов , шашек , сабель

Этот труднодоступный аул мастеров по металлу впервые упоминается в документе , датированном 12 веком . Некогда легендарная кузница булатных клинков Амузги сейчас пребывает в развалинах . Лишь туристы , фотохудожники и археологи иногда нарушают величественный покой «орлиного гнезда». В своё время Амузги входил в состав средневекового государства Зерихгеран.Амузгинцы отливали и ковали знаменитый булат , из которого изготовляли клинки для кинжалов , шашек , сабель . А мастера из соседнего аула Кубачи делали для них рукоятки , ножны , украшали гравировкой , чернью , насечкой . В народе говорят , что обладателями амузгинских клинков были Чингисхан, Тамерлан , Надиршах, Наполеон, Имам Шамиль. Хочу также вспомнить стихотворение великого Расула Гамзатова . Ты нынче, амузгинское селенье, 
Походишь на подранка журавля. 
Чернеют очагов твоих каменья, 
И одичала скудная земля. 
И два-три дома, словно в целом свете 
Они одни под сенью облаков, 
Печально льнут к разрушенной мечети, 
Чей возраст старше десяти веков. 
И покосился памятников камень, 
Их оплела забвения трава, 
И превратился в прах под нею пламень 
Сверкавшего над горном мастерства. 
Ушли творцы прославленных булатов, 
Клинков, чья суть, как истина, гола. 
И унесли, как будто в землю спрятав, 
Потомственную тайну ремесла. 
Наполеону персы подарили 
Клинок Тимура, но велик Восток, 
И знатоки, взглянув, установили, 
Что это амузгинский был клинок. 
И там, где в небо вздыбленные глыбы, 
Как лошадей взметенных косяки, 
Имам Шамиль и все его наибы 
Носили амузгинские клинки. 
Царь почитал пред мужеством заслуги, 
И грозный пленник, по горам в тоске, 
Не потому ль Шамиль, живя в Калуге, 
Всегда при амузгинском был клинке? 
Искусством оружейника немало 
Весь белый свет ты удивлял, Кавказ. 
И сабля амузгинская предстала 
Мне в лондонском музее как-то раз. 
Я слышал о судьбе ее два сказа, 
Один о том, что некий из князей 
Бежал сюда и за клинок Кавказа 
Сто тысяч заплатил ему музей. 
Был сказ другой не менее реален, 
Границ Европы разрешив вопрос, 
Под небом Ялты эту саблю Сталин 
Британскому премьеру преподнес. 
Но вздрогнула даргинская вершина. 
Когда решили бравые мозги 
Переселить на плоскость до едина 
Всех жителей аула Амузги. 
И мастерства великого не стало, 
Которое в минувшие века 
Геройские легенды умещало 
На благородном лезвии клинка. 
И златокузнецов аул соседний — 
Склонил свою папаху Кубачи, 
Он провожал, как будто в путь последний 
Тех, кто ковал и сабли и мечи. 
И понял, что теперь уже не нужно, 
Как прежде, ладить около луны 
Ему для амузгинского оружья 
На целый мир хваленые ножны. 
И в Амузги пред временем не скроешь 
С обидной очевидностью того, 
Что нет среди утраченных сокровищ 
Сокровища ценней, чем мастерство

Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.