Лента новостей

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой

Я с огромным удовольствием с детства перечитывал произведения дагестанских писателей , с трепетом хранил одну из первых книг Расула Гамзатова «Мой Дагестан», сидя с отцом рядом вспоминал стихи Фазу Алиевой. Я часто вспоминаю поэмы Фазу Алиевой, в одной из них помнится мне Фазу Алиева раскрывает историю печальной, но мужественной женщины, вершащей святое дело, ведущей в жизнь детей своих . Ее внутренним сюжетом является история чувства - чувства любви к матери, которое живёт в душе ребёнка сначала полусознательно, полуинстинктивно, и потом с годами выливается в огромную благодарность за всё, за жизнь, хлеб, заботу, любовь. Слышится смех ребёнка: Мама близко, Мама рядом. Детство уходит , годы приносят мудрость, к светлому чувству примешивается грусть понимания: Зачем так рано, ну зачем, скажи , Стал белым цвет волос твоих. Но от этого, чувства становятся ещё сильнее. И завершается поэма большим обобщением. Образ матери сливается с образом Родины: «Как мать, однажды Родина дана»!

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана

Мой Дагестан! Мой край родной, любимый! Вот эти кручи - горы Дагестана, Сады в цвету - долины Дагестана, Лазури чаша - море Дагестана, Клад драгоценный - недра Дагестана p.s. картина «Зима в Анди» М-А. Джемал. У истоков дагестанского профессионального изобразительного искусства стояли два художника: живописец Муэтдин-Араби Джемал и скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Именно с них началось новое явление в дагестанской жизни: они были первыми местными художниками, наделенные талантом и получившими профессиональное образование, поэтому волею судьбы им было предназначено стать основоположниками нашего искусства. Но, конечно же, они не являлись единственными, ибо процесс становления искусства и появление светских форм бытования вообще в горской республике был связан с целым рядом удивительных личностей. Ведущая роль в истории развития дагестанской советской живописи принадлежит Муэтдину-Араби Джемалу (1900-1960). До революции 1917 г. Джемал получил образование в духовной школе-медресе, с детства имел пристрастие к рисованию, наблюдению за прекрасным. Свой творческий путь как живописец он начал самостоятельно.
В годы революции молодой Джемал создает акварели «Тиран Ол-Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца», «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем саду» и этюды маслом: «Сонная лошадь», «Медуза в образе горянки». В раннем творчестве Джемала было много эклектичного и подражательного, ему свойственны черты дилетантизма и бескрайнего романтизирования. В своих ранних работах Джемал пытался эстетизировать старину, увлекался стилизацией.
Важнейшей вехой в становлении творческой личности Джемала являются его знакомство и далее занятия у Е. Лансере в 1918-1922 годах в Темир-хан-Шуре и Тифлисе. В 1923 году Джемала направляют в Петроград, во Вхутеин, где он в течение года занимался на полиграфическом факультете под руководством Т. Верейского. В 1924 году молодого художника переводят в Тбилисскую Академию Художеств, которую он оканчивает в 1928 году по классу живописи Лансере. Именно в это время живопись Джемала постепенно начинает обретать большую профессиональную зрелость и прочную реалистическую основу.

Песни разных народов привозят поэты, Возвратясь из доселе не виданных стран. Сутки был я в стране, что Гомером воспета, Но и там я писал о тебе, Дагестан.

Песни разных народов привозят поэты,
Возвратясь из доселе не виданных стран.
Сутки был я в стране, что Гомером воспета,
Но и там я писал о тебе, Дагестан.
На земле Рафаэля мне стал еще ближе
Край, где был я когда-то аваркой рожден.
Здесь, в Европе, под звуки наречья чужого,
Все поет в моем сердце знакомый родник,
Все я слышу хунзахский отрывистый говор,
Схожий с лязгом кинжалов, гортанный язык.
А когда на чужбине дожди выпадают,
Вижу в брызгах ковровые нивы Цады.
Если ж град барабанит, в тревоге гадаю:
Как там, целы гимринские наши сады?
Я от Черного плыл до Балтийского моря,
Пел я всюду, рокочущей вторя воде,
О тебе, мой народ. Как ты выдержан в горе,
Как ты плачешь беззвучно, как стоек в беде.
Как ты сдержан и скромен, добившись удачи,
Как безмерно смущен, если хвалят тебя,
Как без пылких признаний и вздохов горячих
Раскрываешь ты душу, безмолвно любя.
Как без фраз громогласных и жестов красивых
Ты умеешь на деле надежно дружить,
Как исполненный гнева, за ложь и насилье
Ты умеешь врагу вероломному мстить.
Обладаешь ты сердцем, как море, просторным,
Хоть селился в теснинах во все времена,
В этом сердце ни точки не сыщется черной,
Лишь андийская бурка у горца черна.
О косматая бурка! В отелях Европы
Сладко так не уснешь, как в объятьях твоих.
Дождь идет. Завернуться в тебя хорошо бы,
Чтобы детство явилось во сне хоть на миг.
Да, когда засыпал я вдали от России,
Как суровый мой гость, что присел на диван,
Снились мне Дагестана хребты вековые,
Глыбы скал, из расселин ползущий туман.
Пусть любые ведут обо мне разговоры,
Я тоскую везде с незапамятных пор
По тропинкам, что круто взбираются в гору,
По студеным потокам, что катятся с гор.
По далеким аулам тоскую. Как чудо,
В каждом издавна создан особый фольклор.
Старика Исбаги вспоминаю повсюду —
Наш цадинский шутник говорлив и остер.
Побывать у друзей в Унцукуле я жажду,
Там, куда ни заглянем, умельца найдем.
В Ашильту я стремлюсь — там ведь чуть ли не каждый
Появился на свет прирожденным певцом.

Could not load widget with the id 52.

Информационное сообщение

Сайт государственного оркестра народных инструментов Республики Дагестан создан в рамках программы "Электронное правительство" для осуществления планов правительства Российской Федерации направленных на всеобщую модернизацию административных отделений.